Право на жизнь

На основе данных, собранных в 2017 году в Эстонии, в 2018 году Комитету по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП) был представлен доклад. В результате эстонское правительство получило  вопросы о доступности “гендерно-специфических интервенций, ориентированных на женщин, употребляющих наркотики, в частности беременных женщин или имеющих детей, и об оказываемой им поддержке, включая реабилитационные учреждения”. Для содействия в достижении результатов на национальном уровне был выделен малый грант организации ЛУНЭСТ, которая представила более подробный доклад министру здравоохранения и Эстонскому центру по правам человека. В СМИ было размещено несколько публикаций, упоминающих данный доклад, в том числе ролик на ТВ, а Департамент социального обеспечения Эстонии запросил у своих сотрудников провести специальный тренинг по работе с женщинами, употребляющими наркотики. По результатам опроса в Журнале снижения вреда была опубликована статья.

В сентябре 2018 года ЕАСВ совместно с экспертами Канадской правовой сети по ВИЧ/СПИДу организовали однодневный семинар “Документирование случаев нарушения прав человека в отношении женщин, употребляющих наркотики и/или живущих с ВИЧ” в Санкт-Петербурге, Россия, для женщин, употребляющих наркотики, местных НПО, работающих в сфере снижения вреда и других активистов, а затем записали 27 углубленных интервью. Результаты исследований в Эстонии и России были представлены на конференции AIDS2018, Региональном семинаре по мониторингу на уровне сообществ, в рамках курса “Понимание гендерных последствий наркополитики” Центрально-европейского университета в Будапеште и на 4-й Европейской конференции по снижению вреда в Бухаресте.

Другие важные результаты:

  • ЕАСВ разработала протокол безопасности для проведения исследований в области прав человека;
  • Одним из результатов проведенного в Эстонии исследования было установление факта нехватки правовой поддержки для женщин. Для решения этой проблемы ЛУНЭСТ при содействии одной из юридических фирм была разработана система оказания бесплатной юридической помощи людям, употребляющим наркотики, а также членам их семей;
  • В марте 2018 г. ЕАСВ приняла участие в семинаре по разработке руководящих принципов для НПО по предоставлению докладов в КЛДЖ о нарушениях прав женщин, употребляющих наркотики. Семинар был организован Международным комитетом в защиту прав женщин в Азиатско-Тихоокеанском регионе (IWRAW Asia Pacific).

Цель:

Долгосрочная цель проекта заключается в улучшении осуществления прав женщин из уязвимых сообществ, а также уровня доступа к медицинскому обслуживанию и социальной защите в районах с высокой распространенностью употребления наркотиков и ВИЧ.

Задачи:

  • Развивать навыки женщин из уязвимых сообществ (женщин, употребляющих наркотики и женщин, живущих с ВИЧ) для документирования и анализа типичных нарушений прав человека и случаев насилия, а также для налаживания сотрудничества с муниципальными и национальными правительствами;
  • Инициировать и поддерживать регулярную связь и сотрудничество по делам о нарушениях прав человека и структурном насилии с национальными и местными органами власти и национальными механизмами защиты прав человека;
  • Создать альянс с международными организациями в области прав человека, гендерного равенства и снижения вреда с тем, чтобы стратегически работать с механизмами защиты прав человека системы ООН и Совета Европы.

Страны дейстия проекта: Эстония, Россия

Общий бюджет: 50 000 Долларов США

Сроки реализации проекта: ноябрь 2017 г. – ноябрь 2018 г.

Донор проекта: Фонд «Леви Страусс»

Статус проекта: завершен

Right to Life

Brief summary of the progress

Using the data collected in 2017 in Estonia the report to the Committee on Economic, Social and Cultural Rights (CESCR) was submitted in 2018. As a result, Estonian government received questions regarding the availability of «gender-specific interventions targeting women drug users, particularly those who are pregnant or have children, and on the support provided for them, including rehabilitation facilities». In order to promote the results on national level a small grant was given to LUNEST, who presented the more detailed report to the Minister of Health and to the Estonian centre for Human rights. Number of publications were produced in the media featuring this report including the TV story, and Estonian Social Security Department requested a special training for its employees on how to work with women who use drugs. Based on the survey results an article was published in the Harm Reduction Journal.

In September 2018 EHRA together with experts from Canadian HIV/AIDS legal network organized one-day workshop “Documenting cases of human rights violations of women who use drugs and/or living with HIV” in Saint Petersburg, Russia for women who use drugs, local NGO’s working in harm reduction and other activists, and then collected 27 in-depth interviews. The results of Estonian and Russian researches were presented during the AIDS2018 conference, at the Regional workshop on community-based monitoring, «Understanding the Gendered Impacts of Drug Policy» course at the Central European University in Budapest and at 4th European Harm Reduction Conference in Bucharest.

Other relevant results:

  • EHRA developed safety protocol for conducting human rights research.
  • One of the Estonian research findings was lack of legal support for women and in order to tackle this problem, LUNEST in partnership with one of the lawyer firms developed a system of providing free legal assistance for people who use drugs and members of their families.

In March 2018 EHRA participated in the workshop on developing reporting guidelines for NGOs to report to CEDAW on the violations of the rights of women who use drugs organized by International Women’s Rights Action Watch Asia Pacific (IWRAW Asia Pacific).

More detailed information can be found in Narrative report

Aim:

The long-term goal of the project is to improve the enjoyment of human rights of women from vulnerable communities and their access to health care and social protection in areas with high prevalence of drug use and HIV infection.

Objectives:

  • To develop skills of women from vulnerable communities (women who use drugs and women living with HIV) to document and analyze typical human rights violations and structural violence as well as build cooperation with local and national governments;
  • To initiate and sustain regular communication and cooperation on the cases of human rights violations and structural violence with national and local governments and in-country human and legal rights protection mechanisms;
  • To build an alliance with international human rights, gender, and harm reduction organizations in order to strategically work with the UN and Council of Europe human rights protection mechanisms.

Countries of implementation: Estonia, Russia

Timeline: November 2017 – November 2018

Budget: 50 000 USD

Project donor: Levi Strauss Foundation

Project status: Completed

Project report