Защита прав человека

Репрессивная наркополитика в регионе ЦВЕЦА приводит к постоянным серьезным нарушениям прав человека в отношении людей, употребляющих наркотики. Ежегодно тысячи людей, употребляющих наркотики, попадают в тюрьмы за совершение преступлений, не повлекших жертв. Им отказывают в лечении, их дискриминируют социальные службы, их преследует полиция, у них ограниченные возможности получения образования и трудоустройства. Большинство прав гарантированы конституциями стран и международными соглашениями по правам человека, и страны обязаны обеспечивать соблюдение таких прав и защищать их.

Посмотреть отчет (на английском языке)

Эти подачи касаются предоставления услуг по снижению вреда потребителям наркотиков в Кыргызстане, в частности, тем, кто лишен свободы. 

Больше информации (на английском языке)

17 июня 2020 г., Общественный механизм по мониторингу реформы наркополитики Российской Федерации, Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова и Евразийская ассоциация снижения вреда (ЕАСВ) подали жалобу Специальному докладчику ООН по вопросу о праве каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья​ и Специальному докладчику ООН по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение.

Действия российских властей, описанные в совместной жалобе, представляют собой систематическое нарушение обязательств государства по соблюдению статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, поскольку ущемляют право на свободу выражения мнений по вопросам наркополитики и статьи 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ущемляя права уязвимых групп (людей, употребляющих наркотики) а также, специалистов, работающих с ними, на получение и распространение надежной и важной информации о достижениях науки и техники.

Посмотерть обращение (на английском языке)

Отчет для формирования перечня вопросов в связи с 9-м периодическим докладом Российской Федерации предсессионной рабочей группе КЛДЖ подан от имени Российского механизма гражданского общества по мониторингу реформ наркополитики Фондом содействия защите здоровья и социальной справедливости им. Андрея Рылькова при технической поддержке Канадской правовой сети по ВИЧ / СПИДу и в сотрудничестве с Евразийской ассоциацией снижения вреда.

Больше информации

4 мая 2020 г. Общественный механизм по мониторингу реформы наркополитики Российской Федерации при технической поддержке Фонда содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Евразийской ассоциации снижения вреда (ЕАСВ) и Канадской правовой сети по ВИЧ/СПИДу представили отчет по России для включения в Список вопросов к государству в связи с рассмотрением 8-го Периодического отчета Российской Федерации на 129-й сессии Международного пакта по гражданским и политическим правам.

В российской карательной и стигматизирующей среде у правоохранительных органов есть формальный карт-бланш на дискриминацию людей, употребляющих наркотики. Информация, представленная в отчете, показывает, как такая жесткая политика в отношении наркотиков и обеспечение соблюдения законов в отношении наркотиков способствуют нарушениям статей 2, 3, 7, 9, 10, 14, 15, 19 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Посмотреть отчет

Международная организация снижения вреда, Канадская правовая сеть по ВИЧ/СПИДу, Евразийская ассоциация снижения вреда (EАСВ), Международный консорциум по наркополитике (IDPC), Международная сеть людей, употребляющих наркотики (INPUD), LBH Masyarakat, Release и Rights Reporter Foundation приветствуют совместное заявление Специального докладчика и других органов о принятии чрезвычайных мер в ответ на пандемию COVID-19, настоятельно призывая государства «сохранять твердость в поддержании правозащитного подхода в ответных мерах на пандемию».

Посмотреть письмо (на английском языке)

В январе 2020 ЕАСВ совместно с Канадской правовой сетью по ВИЧ/СПИДу и Всеукраинским объединением людей, живущих с наркозависимостью ВОЛНА подали отчет в Комитет ООН по Экономическим, Культурным и Социальным Правам о несоразмерности наказания людей, употребляющих наркотики и доступу к медицинским и социальным услугам в Украине. Больше информации

Посмотреть отчет (на английском языке)

Теневой отчет организаций гражданского общества на тему дискриминации в отношении женщин употребляющих наркотики, женщин живущих с ВИЧ, секс работниц и женщин заключенных в Казахстане для 74 сессии КЛДЖ. Подача была сделана при технической поддержке ЕАСВ и Канадской правовой сетью по ВИЧ/СПИД (Canadian HIV/AIDS Legal Network).

Посмотреть отчет (на английском языке)

30 августа 2019 года ЕАСВ совместно с Канадской правовой сетью по ВИЧ/СПИДу и Благотворительным фондом «Всеукраинское объединение людей, употребляющих наркотики» (ВОЛНА) подали отчет для 127 сессии Комитета ООН по Гражданским и Политическим Правам для формирования списка вопросов для Украины. В отчете говорится о нарушении Украиной статей 2, 7, 9 и 10 Международного пакта о гражданских и политических правах в рамках исполнения законов о контроле над наркотиками. Подробнее

Посмотреть отчет

В феврале 2019 года во время 65 сессии Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП*) в Женеве, ЕАСВ в партнерстве с Канадской правовой сетью по ВИЧ/СПИДу, а также представителями сообщества из Казахстана и экспертами по юридическим вопросам из Правозащитной клиники юридического факультета Университета Майами представили доклад о доступе к опиоидной заместительной терапии для людей, употребляющих наркотики в Казахстане. Больше информации

Посмотреть отчет 1 (на английском языке)

Посмотреть отчет 2 (на английском языке)

В феврале 2019 года во время 65 сессии Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП*) в Женеве, ЕАСВ в партнерстве с Канадской правовой сетью по ВИЧ/СПИДу, а также представителями сообщества из Эстонии и экспертами по юридическим вопросам из Правозащитной клиники юридического факультета Университета Майами представили доклады о нарушении прав женщин, употребляющих наркотики в Эстонии. Больше информации

Посмотреть отчет (на английском языке)

Посмотреть отчет 2 (на английском языке)

В этом отчете, подготовленном Правозащитной клиникой Юридического факультета Университета Майами, Канадской правовой сетью по ВИЧ / СПИДу и Евразийской ассоциацией снижения вреда, анализируются правозащитные подходы к услугам снижения вреда для женщин.
Читать отчет (на английском)

В этом отчете, подготовленном Правозащитной клиникой Юридического факультета Университета Майами, Канадской правовой сетью по ВИЧ / СПИДу и Евразийской ассоциацией снижения вреда, излагаются ключевые проблемы и нарушения прав, касающиеся опыта женщин, употребляющих наркотики, а также рекомендации по защите прав человека женщин, употребляющих наркотики.
Читать отчет (на английском)

Отчет подготовлен Правозащитной клиникой Юридического факультета Университета Майами, Канадской правовой сетью по ВИЧ / СПИДу, Международной организацией по наблюдению за соблюдением прав женщин в Азиатско-Тихоокеанском регионе и "Е.В.А.". Посредством глубокого анализа соответствующих стандартов в области прав человека и толкования этих стандартов, отчет направлен на оказание помощи сторонникам и партнерам, действующим в системе прав человека, в борьбе с многочисленными нарушениями прав человека женщин, употребляющих наркотики.
Читать отчет (на английском)

Отчет основан на результатах исследования (12 полуструктурированных интервью), проведенного EАСВ в 2019 году для документирования и анализа наиболее распространенных нарушений прав человека, с которыми сталкиваются женщины и мужчины, которые участвовали в исследовании и имели опыт отбывания наказания в виде лишения свободы, в том числе за преступления, связанные с наркотиками.
Читать отчет

Несмотря на значительное количество женщин, употребляющих наркотики, в Санкт-Петербурге не было проведено качественных исследований, направленных на изучение нарушений прав человека женщин, употребляющих наркотики. В настоящее время в России не существует финансируемых государством программ снижения вреда и поддерживающей терапии агонистами опиоидов.
Правовой анализ нарушений прав человека женщин, употребляющих наркотики в России, сделан на основе 26 интервью, проведенных в Санкт-Петербурге в 2018 году с женщинами, употребляющими наркотики, многие из которых ВИЧ-инфицированы.
Читать анализ

Документ представляет собой анализ соразмерности штрафов за хранение наркотических средств в Кыргызской Республике. 1 января 2019 года вступили в силу новые кодексы и законы, которые, в частности, касаются преступлений, связанных с наркотиками, и увеличивают штрафы.
Документ также включает в себя ряд нормативных документов.
Анализ может быть использован для адвокации на национальном уровне с целью уменьшения штрафов за хранение наркотических средств для личного пользования и хранение без цели распространения.  
Читать анализ 

В августе 2017 года Евразийская ассоциация снижения вреда (EАСВ), Канадская правовая сеть по ВИЧ/СПИДу (CHALN) и Эстонская ассоциация людей, употребляющих психоактивные вещества (LUNEST), провели исследование в Эстонии для оценки ситуации с правами человека женщин, употребляющих наркотики и / или живущих с ВИЧ.
Читать статью (на английском)

В последнее время в ряде стран региона Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) наблюдается тенденция к принятию законодательных инициатив, направленных на усиление борьбы с пропагандой наркотиков, в том числе в Интернете, и ужесточение ответственности за пропаганду. При этом трактовка понятия «пропаганда» в рамках таких законодательных инициатив зачастую бывает очень широка и неопределенна. Это вызывает определенную обеспокоенность в связи с возможными рисками принятия таких инициатив для социальных программ, направленных на работу с потребителями наркотиков, а также для НКО, осуществляющих реализацию таких программ.

 

В связи с этим, Евразийская ассоциация снижения вреда (ЕАСВ) провела краткий обзор законодательных инициатив по принятию\ужесточению законодательства в отношении запрета на пропаганду наркотиков в России, Казахстане и Украине, с кратким анализом соответствующих рисков.

Читать дальше

ОБУЧАЮЩИЕ ПОДКАСТЫ ДЛЯ УЛИЧНЫХ ЮРИСТОК И ЮРИСТОВ

Чтобы поддержать работу параюристов и параюристок и прояснить алгоритм оказания базовой правовой поддержки ключевым группам в доступе к услугам в связи с ВИЧ, ЕАСВ совместно с Правовой сетью по ВИЧ разработала серию обучающих подкастов (для доступа нужно пройти очень простую регистрацию). Ключевые темы подкастов: каскад ВИЧ и права человека, инструменты параюриста и параюристки, 7 шагов в работе параюриста и параюристки и особенности работы с различными ключевыми группами. 

 

УРОКИ: СБОР ДАННЫХ О НАРУШЕНИЯХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И МЕХАНИЗМАХ РЕАГИРОВАНИЯ

Данный курс (на английском языке), разработанный ЕАСВ посвящен концепции прав человека и различным взаимосвязанным механизмам продвижения и защиты прав человека на национальном и международном уровнях.

Human Rights Protection

Repressive drug policy in CEECA region causes constant and severe human rights violations of people who use drugs. Every year thousands of people who use drugs go to jail for victimless crimes, they are denied treatment, discriminated by social services, abused by  police, have limited job and educational opportunities. Most of those rights are guranteed by national constitutions and international human rights treaties and states are obliged to ensure and protect them.

These submissions address the provision of harm reduction services to drug users in Kyrgyzstan, in particular to those deprived of their liberty. 

Read more

This complaint is an appeal by the Russian Civil Society Mechanism for Monitoring of Drug Policy Reforms, together with the Andrey Rylkov Foundation for Health and Social Justice (Russia) and the Eurasian Harm Reduction Association, to the Special Rapporteur on the right of everyone to the enjoyment of the highest attainable standard of physical and mental health and the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression.

The actions of the Russian authorities described in the complaint constitute a systematic violation of the State's obligations to comply with article 19 of the International Covenant on Civil and Political Rights as they infringe upon the right to freedom of expression on drug policy issues, and article 12 of the International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights by infringing upon the right of vulnerable groups (people who use drugs) and professionals working with them to obtain and circulate reliable and vital information on scientific and technological developments.

Read the complaint

The report for the List of Issues in relations to 9th periodic report of the Russian Federation to CEDAW pre-sessional working group was submitted on behalf of the Russian Civil Society Mechanism for Monitoring of Drug Policy Reforms by the Andrey Rylkov Foundation for Social Justice and Health with technical assistance of the Canadian HIV/AIDS Legal Network and in cooperation with the Eurasian Harm Reduction Association.

Read the Report

On May 4, 2020 the Russian Civil Society Mechanism for Monitoring of Drug Policy Reforms, with technical assistance of the Andrey Rylkov Foundation for Health and Social Justice, Eurasian Harm Reduction Association and the Canadian HIV/AIDS Legal Network submitted a report on Russia for the adoption of List of Issues to the State in relation to the review of the 8th Periodic Report of the Russian Federation during the 129 Session of the International Covenant on Civil and Political Rights.

In Russia’s highly punitive and stigmatizing environment, law enforcement agencies have a virtual carte blanche to discriminate against people who use drugs. The information provided in the report shows how such heavy-handed drug policies and drug enforcement drive violations of Articles 2, 3, 7, 9, 10, 14, 15, 19, and 26 of the International Covenant on Civil and Political Rights.

Read the Report

Harm Reduction International, the Canadian HIV/AIDS Legal Network, the Eurasian Harm Reduction Association (EHRA), the International Drug Policy Consortium (IDPC), the International Network of People who use Drugs (INPUD), LBH Masyarakat, Release, and Rights Reporter Foundation further welcomed the joint statement by the Special Rapporteur and other Special Procedures on the adoption of emergency measures to respond to the COVID-19 pandemic, urging states to “remain steadfast in maintaining a human rights-based approach to regulating this pandemic.”

Read the Letter

In January 2020 EHRA together with Canadian HIV/AIDS legal network and Charitable Fund Ukrainian Network of People who Use Drugs VOLNA submitted the report to the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights on the disproportional sentencing of people who use drugs and their access to health and social services in Ukraine. Read more

Read the Report

Shadow Report of Civil Society Organisations on Discrimination and Violence against Women who use Drugs, Women Living with HIV, Sex Workers and women in prison in Kazakhstan. Submission assisted by EHRA and Canadian HIV/AIDS Legal Network.

Read the Report

On the 30th of August, 2019 EHRA together with Canadian HIV/AIDS Legal Network and Charitable Organization «Charitable Fund «Ukrainian Network of People who Use Drugs» (VOLNA) submitted the report to the 127th session of the UN Committee on Civil and Political Rights for the adoption of lists of issues on Ukraine. The report draws the Committee’s attention to the Violations of Articles 2, 7, 9 and 10 of the International Covenant on Civil and Political Rights as part of drug enforcement in Ukraine. Read more

Read the Report

In February, 2019 during the 65 session of the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights (CESCR*) in Geneva EHRA in partnership with Canadian HIV/AIDS Legal Network, joined by community representatives from Kazakhstan and legal experts from the Human Rights Clinic from Miami University School of Law presented the statements on access to opioid substitution treatment for people who use drugs in Kazakhstan and addressed the questions of the Committee. Read more

Read Report 1

Read Report 2

In February, 2019 during the 65 session of the UN Committee on Economic, Social and Cultural Rights (CESCR*) in Geneva EHRA in partnership with Canadian HIV/AIDS Legal Network, joined by community representatives from Estonia and legal experts from the Human Rights Clinic from Miami University School of Law presented the statements on the enjoyment of rights among women who use drugs in Estonia and addressed the questions of the Committee. Read more

Read Report 1

Read Report 2

This report, developed by University of Miami School of Law Human Rights ClinicThe Canadian HIV/AIDS Legal Network and Eurasian Harm Reduction Association, analysis the human rights approaches to harm reduction services available for women.

Read the report

This report, developed by University of Miami School of Law Human Rights ClinicThe Canadian HIV/AIDS Legal Network and Eurasian Harm Reduction Association, outlines key issues and rights violations relevant to the experiences of women who use drugs, as well as recommendations to protect the human rights of women who use drugs.

Read the report

This report is based on the results of a study conducted by EHRA in 2019 to document and analyze the most common human rights violations encountered by women and men who took part in the study and who had experience serving sentences in imprisonment, including for drug-related crimes. A total of 12 semi-structured interviews were collected.
Read the Report (in Russian)

Despite a significant number of women who use drugs, in St. Petersburg there have been no qualitative studies aimed at examining violations of the rights of women who use drugs. It should also be noted that currently in Russia there are no state-funded harm reduction programs and opioid agonist therapy.

A legal analysis of human rights violations against women who use drugs in Russia was made on the basis of 26 interviews conducted in St. Petersburg in 2018 with women who use drugs, many of whom are HIV-positive.

Read analysis (in Russian)

The document is an analysis of the proportionality of fines for possession of narcotic drugs in the Kyrgyz Republic. On January 1, 2019, new codes and laws entered into power, which, inter alia, refer to drug-related crimes and increase fines.

The document also includes a number of regulatory documents.

The analysis can be used for advocacy at the national level to reduce penalties for possession of narcotic drugs for personal use and to depenalize drug possession without a distribution objective.

Read the analysis (in Russian)

In August 2017, the Eurasian Harm Reduction Association (EHRA), the Canadian HIV/AIDS Legal Network (CHALN), and the Estonian Association of People Who Use Psychotropic Substances (LUNEST) conducted a study in Estonia to assess the situation regarding the human rights of women who use drugs and/or living with HIV.
Read the report

A number of countries in the Eastern Europe and Central Asia (EECA) region have recently seen a tendency to adopt legislative initiatives aimed at strengthening measures to combat drug-related advocacy (“propaganda”), particularly on the Internet, and toughening the liability for such propaganda.

 

Furthermore, the term “propaganda” is often unclear and interpreted rather vaguely within the framework of these legislative initiatives. It raises concerns related to the possible risks for social programmes in the event that these initiatives are adopted, particularly those focused on working with people who use drugs as well as for those non-governmental organisations (NGOs) implementing such programmes. Consequently, the Eurasian Harm Reduction Association (EHRA) has conducted this brief review of legislative initiatives aimed at establishing, or tightening existing, regulations to ban propaganda related to (i.e. the promotion of) narcotic drugs in Russia, Kazakhstan, and Ukraine with a brief analysis of relevant risks.

Read more

PODCASTS FOR STREET LAWERS/paralegals

To support the work of paralegals and guide them through algorithm of basic legal support provision to key populations in access to HIV services, EHRA jointly with HIV Legal Network have developed a series of podcasts in Russian (for access please register). The key topics of podcasts: HIV cascade and human rights,instruments of paralegals, 7 steps in paralegals’ work, and peculiarities of work with different key populations groups. The podcasts were produced by EHRA within the project “Overcoming legal barriers for key populations - on the way to 90-90-90” funded by the Elton John AIDS Foundation. The project is aimed at improvement of the effectiveness of HIV continuum of care by overcoming legal barriers for the most vulnerable key populations in selected cities of Georgia, Kazakhstan and Moldova.  

 

LESSON SERIES: GATHERING DATA ON HUMAN RIGHTS VIOLATIONS AND REACTION MECHANISMS

This EHRA course is about the concept of human rights and different interrelated mechanisms for the promotion and protection of human rights on the national and international level.