Наткополитика в теории

Наркополитика представляет собой набор формальных и неформальных договоренностей и подходов, при помощи которых общество, правительства и международные организации регулируют взаимодействие людей с веществами, изменяющими сознание. В настоящее время термин «наркополитика» используется в основном применительно к веществам и методам их употребления, которые считаются нелегальными в соответствии с действующим законодательством.

Немного истории

С давних времен люди сосуществовали и взаимодействовали с различными психоактивными веществами, изучали их свойства и тщательно их систематизировали. Многие традиции, связанные с употреблением психоактивных веществ, основаны на передаче знаний среди определенных категорий людей – например, среди шаманов, целителей и жрецов – а также на строгих правилах употребления таких веществ и ограничениях на их использование в других случаях. Помимо ритуальных целей, вещества, изменяющие состояние сознания, применялись также в рекреационных целях, для социализации и в медицине. Определенные правила и нормы в отношении взаимодействия с психоактивными веществами наверное появились тогда, когда возникло само человеческое общество. Такие подходы к регулированию психоактивных веществ и их употреблению со стороны общества или государства мы сегодня называем «наркополитикой». Больше информации об истории наркополитики.

Международные конвенции

После Второй мировой войны, с началом новой эпохи бурных глобальных преобразований, которые затронули также международные отношения, страны решили усилить соглашения по контролю некоторых психоактивных веществ.

Три международные конвенции представляют собой набор правил, регулирующих производство, распространение и употребление наркотических средств и психотропных веществ.

Больше информации о международных конвенциях

Все три указанные конвенции устанавливают минимальные требования в отношении контроля психоактивных веществ, и страны взяли на себя обязательства принять национальное законодательство, которое бы соответствовало таким требованиям.

Единой конвенцией также определены основные контролирующие органы: Комиссия ООН по наркотическим средствам (КНС), Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), а также Международный комитет по контролю над наркотиками (МККН). Эти органы до сих пор отвечают за международную политику в отношении наркотиков.

КНС была создана в 1946 году для того, чтобы предоставлять консультации ЭКОСОС и «готовить международные соглашения по всем вопросам, связанным с контролем наркотиков», т.е. КНС отвечала за разработку Конвенций и Деклараций. Комиссия проводит ежегодные собрания, на которых 53 государства-члена рассматривают основные вопросы международной борьбы с нелегальными наркотиками.

МККН – главный орган, отвечающий за мониторинг соблюдения Конвенций государствами. В его состав входят 13 экспертов – в основном это фармакологи, фармацевты, юристы, представители правоохранительных органов и медработники. Первоначально целью данного органа была выдача лицензий на легальное производство опиума для медицинских целей во всем мире, однако в последние десятилетия комитет взял на себя более широкие функции, в том числе подготовку отчетов о тенденциях в торговле и употреблении нелегальных наркотических средств, мониторинг прекурсоров и подготовку комментариев в отношении политических тенденций в государствах-членах ООН, особенно в случае, если у МККН имеются подозрения в отношении возможных отклонений от принятых соглашений и конвенций. Комитет может только «предлагать пояснения» и «призывать правительства к принятию мер по устранению несоответствий».

В 1991 году в Вене был создано Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (УНП ООН). Цель работы данного органа – предоставление технической помощи странам для соблюдения положений Конвенций ООН. УНП ООН финансируется 17 основными донорами. Наиболее влиятельным органом ООН, осуществляющим надзор за соблюдением наркополитики, является КНС, которая наделяет полномочиями УНП ООН.

Новые тенденции наркополитики

В настоящее время консенсус, служащий основой соглашений по наркотикам, пошатнулся. В 2012 году Боливия стала первой страной, которая вышла из Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года из-за разногласий по поводу традиционного выращивания коки в стране. Позднее она снова присоединилась к Конвенции, однако с оговорками в отношении коки. В 2013 году Уругвай стал первой страной, создавшей регулируемый на законодательном уровне рынок марихуаны для немедицинского использования.

В январе 2011 года была создана Глобальная комиссия по вопросам наркополитики, в состав которой входят выдающиеся общественные деятели со всего мира: десять бывших глав государств, бывший Генеральный секретарь ООН, а также другие лидеры политической, экономической и культурной жизни. Глобальная комиссия консолидирует усилия в сфере реформирования наркополитики и выпускает годовые отчеты, в которых представляются положительные результаты экспериментов в сфере регулирования наркотических средств, а также выдвигаются предложения по дальнейшему развитию наркополитики.

В последние годы неправительственные организации стали играть важную роль в анализе вопросов, связанных с наркотиками, на глобальном уровне. Они обладают большим опытом и знаниями в данной сфере, что особенно важно для государств и международных агентств. Венский комитет НПО по борьбе с наркотиками – это ключевой орган международной системы контроля в сфере наркотиков, содействующий диалогу между КНС и гражданским обществом. УНП ООН признает ценность и долгосрочные преимущества участия гражданского общества, и в частности сообществ, на которые наркополитика оказывает наибольшее влияние, в обсуждениях вопросов наркополитики. Важным документом в этом контексте является Резолюция «Повышение роли гражданского общества в качестве участника усилий по решению мировой проблемы наркотиков». Общественные организации также могут подавать альтернативные — или теневые — отчеты. Такие отчеты могут подаваться в различные комитеты ООН и служат основой для подготовки рекомендаций ООН странам в отношении наркополитики.

Однако, несмотря на очевидный провал политики, основанной на запретах, некоторые страны все еще выступают против реформирования глобальной наркополитики и пересмотра существующих соглашений. Более того, ни одна из указанных выше конвенций ООН не требует от государств-членов криминализации употребления и наркотиков и их хранения для личного употребления и не оправдывает репрессивных действий в отношении людей, употребляющих наркотики. Также они не запрещают и программ снижения вреда. Напротив, все три конвенции содержат положения, предусматривающие возможность лечения и социальной реинтеграции в качестве альтернативы судебного преследования и наказания за правонарушения, связанные с наркотиками. В конвенциях также прямо обозначена потребность обеспечения доступа к лечению.

В настоящее время политика в отношении людей, употребляющих наркотики, определяется несколькими базовыми подходами, при этом двумя противоположными полюсами спектра таких подходов являются запрет и легализация. Между ними имеются и другие подходы, такие как штрафы/наказания и/или лишение свободы за хранение и употребление наркотиков, принудительная или добровольная реабилитация, снижение вреда, депенализация, декриминализация и разнообразные социальные программы. В большинстве стран одновременно применяются различные, иногда противоречащие друг другу, подходы.

Drug Policy in Theory

Drug policy is a set of formal and informal agreements and attitudes through which society, governments, and international organizations regulate the interaction between people and substances that alter consciousness and mind. Nowadays, “drug policy” is used mainly in relation to those substances and applications that are considered illegal under the current legislation.

Some history

Throughout ages, people have coexisted and interacted with various substances, studied their properties and carefully systemized them. Many traditions surrounding the use of substances are based on the transfer of knowledge within a certain category of people – for example, shamans, healers, and priests – as well as on strict rules for practices of substance use, restricting their application in other contexts. Apart from ritual use, substances that alter state of mind have been used for recreational purposes, for socialization, and in medicine. Certain rules and regulations for our relationship with such substances probably appeared at the same time as human society itself. Such approaches to the regulation of substances and their use by society or the State are what we call “drug policy” today. Read more about the history of drug policy.

International Conventions

After the Second World War, with the start of the new era of turbulent global transformations that also affected international relations, countries decided to strengthen the agreements on the control of certain substances.

Three international conventions constitute a set of rules regulating the production, distribution, and use of narcotic drugs and psychotropic substances.

Read more about international conventions

All three conventions set out the minimum requirements for the control of substances, and countries committed to adapting national legislation to comply with these requirements.

The Single Convention also established the main monitoring bodies: the UN Commission on Narcotic Drugs (CND), the UN Economic and Social Council (ECOSOC) and the International Narcotics Control Board (INCB). These bodies are still responsible for the international policy on psychoactive substances.

The CND was formed in 1946 to advise ECOSOC “and to draft international agreements on all issues related to drug control,” – that is, it was responsible for drafting Conventions and Declarations. The CND holds annual meetings where the 53 Member States tackle key issues of international response against illicit substances.

The INCB is the main body monitoring countries’ compliance with the Conventions. It comprises 13 experts – mainly pharmacologists, pharmacists, lawyers, law enforcement officers, and medical personnel. Its original purpose was to license legal opium production worldwide for medical use, but in recent decades, it has assumed broader functions, such as reporting on trends in the trade and use of illicit drugs, monitoring precursors, and commenting on policy trends in UN Member States, especially where the INCB suspects there may be deviations from treaties and Conventions. The Board can only “offer explanations” and “urge governments to take corrective measures.”

In 1991 the United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC) was established in Vienna. Its purpose is to provide technical assistance to countries in complying with the provisions of the UN Conventions. UNODC is funded by 17 main donors. The most influential UN body steering drug policy is the CND, which grants powers to UNODC.

New drug policy developments

At present, the consensus that serves as a basis for drug agreements has been shaken. In 2012 Bolivia became the first country to withdraw from the 1961 Single Convention on Narcotic Drugs, due to controversies over the traditional cultivation of coca. Later it re-joined the Convention, but with reservations regarding coca. In 2013, Uruguay was the first country to establish a legally regulated market for non-medical cannabis.

January 2011 saw the establishment of the Global Commission on Drug Policy, among the members of which are prominent public figures from around the world: ten former Heads of State, a former UN Secretary-General, and other leaders of political, economic, and cultural life. The Global Commission consolidates efforts in the field of drug policy reform and issues annual reports, where it gathers positive outcomes of experiments with the regulation of substances, and also suggests ways for drug policy to develop further.

In recent years, civil society organizations have started playing an important role in the analysis of drug problems at the global level. They have extensive experience and knowledge of drug issues, which is especially important for governments and international agencies. The Vienna NGO Committee on Drugs is a key body within the international drug control system that facilitates dialogue between CND and civil society. UNODC recognizes the value and long-term benefits of civil society participation in drug policy discussions and, to a greater extent, of the communities that are most affected by drug policy. An important document in this regard is the Resolution “Improving the participatory role of civil society in addressing the world drug problem.” Civil society organizations are also allowed to present alternative — or shadow — reports. They can be submitted to various UN committees and serve as a basis for UN recommendations to countries regarding drug policy.

However, despite the obvious failure of the ban-based policy, some countries are still opposed to global drug policy reform and the revision of existing agreements. Moreover, neither of the above-mentioned UN conventions requires Member States to criminalize drug use and possession for personal consumption or justify repressive actions against people who use drugs. Neither are harm reduction programs prohibited. On the contrary, all three conventions contain clauses that allows for treatment and social reintegration as an alternative to conviction and punishment for drug-related offenses. The conventions also explicitly mention the need to make treatment available.

Currently, drug policies regarding people who use drugs are determined by several basic approaches: prohibition and legalization being on two opposite sides. In between, there are other approaches, such as fines/penalties and/or incarceration for drug possession and use, coercive or voluntary rehabilitation, harm reduction, depenalization, decriminalization, and a variety of social programs. In most countries, different, sometimes conflicting, approaches coexist.